вторник, 5 марта 2013 г.
пятница, 22 февраля 2013 г.
С праздником 23 февраля!
Уважаемые папы поздравляем Вас с праздником! С днём защитника отечества! Согласитесь "Защитника Отечества" звучит гордо и красиво. Но как часто очень важно быть "Защитником" своей семьи, быть "Защитником" в глазах своего ребёнка. Сегодня мы с вами поговорим об особенностях отцовской любви. В чём же разница, например, между материнским и отцовским воспитанием? Обратимся за определением к известным психологам.
Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.
Как отмечает А.Греймс: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности".
Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру "Дочки-матери". Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: "Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер". Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: "ходят на работу", " зарабатывают деньги", "ругают маму", "наказывают".
И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то "на работе" занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. "Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться", - часто грозится мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей "культуры отцовства".
Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала, в раннем детстве первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.
Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны, проявляли больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.
Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В ряде исследования было установлено, что эти отцы гораздо больше привязываются к своим детям, больше заботятся о нем, чем те, кто увидел ребенка впервые только через несколько дней после рождения. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также их привязанность к жене, укрепляют чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.
По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.
Однако психологи отмели также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы, при виде отца тянутся к нему и поднимают брови, ожидая, что "раз папа здесь, будем играть". В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами. (Бразельтон).
Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.
В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют "школы для пап", где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.
В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований, хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.
среда, 20 февраля 2013 г.
Секреты воспитания детей
Мечты это конечно все хорошо, но как этого всего достичь? В чем секреты воспитания счастливых, уверенных в себе детей? Как сделать так, чтобы ребенок вырос честным, справедливым, сострадательным и любящим, а главное, самодостаточным и счастливым?
Родители стараются приложить все усилия, чтобы их ребенок хорошо питался, был здоровым и ни в чем не нуждался. Но что необходимо для того, чтобы он был по-настоящему счастливым, уверенным в себе малышом? Оказывается, не нужно тратить много денег, перечитывать десятки книг по воспитанию и даже сидеть дома, чтобы дать своему чаду все то, в чем он действительно нуждается.
Я хочу обратить внимание родителей на несколько простых советов, можно назвать их – секреты воспитания ребенка, которые помогут заложить фундамент хороших взаимоотношений между вами и детьми, и завоевать их доверие. Испытано на собственном опыте.
1. Узнайте все о темпераменте своего малыша.
Считается, что каждый человек рождается с уникальным темпераментом, естественным способом взаимодействия с людьми или реагированием на ситуации. Фокус заключается в том, чтобы суметь адаптировать свой стиль воспитания и свои ожидания под характер ребенка. Как он реагирует на шумные компании, любит ли он одиночество, легко ли он приспосабливается к новым условиям? Чувствуя темперамент своего ребенка, вы легко избавитесь от истерик, и будете знать, чем мотивировать его, и как приучить к дисциплине.
2. Создание семейных ритуалов.
Семейные ритуалы дают ощущение стабильности и комфорта, что очень важно для детей. Они могут быть достаточно простыми – воскресные прогулки на велосипеде, просмотр фильмов по пятницам, заказ пиццы каждую субботу.
Благодаря этим простым ритуалам, ваш ребенок, даже в период своего взросления и построения отношения вне семьи, всегда будет знать и помнить, что вы его любите и сделаете для него все необходимое.
3. Подавайте хороший пример.
Вы говорите одно, а делаете другое? Это бессмысленно, учить ребенка проявлять уважение к другим, следить за чистотой, хорошо учиться, если вы сами так не делаете.
Сострадание, терпение, честность – все эти принципы зарождаются в семье. Не нужно винить средства массовой информации за то, что показывают дурной пример, спросите себя: а что делаете вы, как вы поступаете? Если вы хотите, чтобы он хорошо относился к своим учителям, не ворчите на своего начальника, придя с работы. Если хотите, чтобы он проявлял сострадание, не сплетничайте о сумасшедших соседях.
4. Установите в своей семье четкие, последовательные правила.
Установите в семье четкие правила, которые подойдут всем. Не отступайте от них, не играйте с ребенком в игру «хороший – плохой полицейский», не пугайте малыша рассердившимся папой. Это очень ранит ребенка эмоционально. Просто научите – что правила есть правила, и в этом нет никакой драмы. Не ведутся переговоры. Торги. Это просто правила.
5. Поощряйте любознательность у вашего малыша.
Дети рождаются с желанием все исследовать. Это не всегда удобно для родителей, проще установить преграды, и запреты, чем бегать за ними по парку. Но знайте, это необходимо, чтобы развить в них уверенность в себе. Слишком много «нет» делает их робкими и порождает страх перед неизвестным, что тормозит как физическое, так и интеллектуальное развитие.
Для этого не нужно покупать слишком много игрушек, поездка в простой супермаркет может быть настолько же интересной, как и выходные в парке развлечений.
Ваш дом также может быть отличным местом для обучения малыша. Разрешите ему поиграть с кастрюлями и сковородами, дайте просмотреть все книги. Пойте песни вместе, можно очень громко, гуляйте под дождем. Поощряйте любопытство вашего ребенка, и вы дадите ему любовь, которую он пронесет по всей своей жизни, а также множество приятных воспоминаний.
6. Будьте самым большим поклонником и другом своего ребенка.
Пусть ваш ребенок знает, что он самый лучший и что вы любите проводить с ним время! Как можно чаще говорите ему о своей любви, обнимайте и целуйте его. Если вы хотите сделать ему замечание, избегайте нападок («Ты так небрежно…»), и сосредоточьтесь на действии («Береги свои игрушки»). И поощряйте его, когда он делает все правильно: «Я заметила, что ты сегодня старался красиво писать», или: «Ты такой молодец, убираешь свои игрушки без напоминаний».
7. Счастливая мама – счастливые дети.
Если у женщины нет времени на себя, у нее будет накапливаться усталость, раздражение и при этом будут появляться мысли, что она приносит себя в жертву чему-то или кому-то. А нужны ли такие жертвы. Что сможет дать измотанная, уставшая, нервная женщина детям, мужу. И ни какие секреты воспитания здесь не помогут, если женщина будет забывать, что нельзя заботиться о других, не заботясь о себе. Если вы устали, обиженны и измотаны, ребенок это сразу же почувствует. Дети отлично понимают язык тела, особенно мамин. Они даже могут винить в этом себя.
Так что делайте себе небольшие перерывы, примите успокаивающую ванну, займитесь любимым делом, которое вызывает у вас радость или сходите на встречу с друзьями. Это придаст вам силы, снимет напряжение и чувство усталости. Ведь толькосчастливая женщина,счастливая мать может сделать счастливыми своих детей.
суббота, 16 февраля 2013 г.
Как успокоиться после метеоритного дождя?
Произошла чрезвычайная ситуация - упал метеорит, взрывной волной были выбиты стёкла в детских и общественных учреждениях, организациях, в том числе и у нас в детском саду. Многие люди переживают по этому поводу. Оно и понятно. Излишнее внимание прессы к этой ситуации только нервирует местное население. В первую очередь нужно поблагодарить СМИ за эту панику. Выступают военные, пожарные, говорят, что подняты все силы, паника нагнетается очень сильно в СМИ. Естественно, многие люди, чувствительные к стрессу, будут испытывать невротические симптомы. Поэтому информация должна преподноситься в более спокойной форме.
Директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец в свою очередь считает, что падение осколков метеорита было для детей просто развлечением, новым, ранее не встречавшееся им явлением. "Для детей это лишний повод порадоваться. Если все-таки метеорит кого-то напугал, надо просто успокоить ребенка, объяснить, что бывают разные природные явления: и затмения, и метеориты. Школьники, скорее всего, не испугались, а дошкольникам всегда можно все объяснить", — пояснила психолог. Так что как у Карлсона: "Спокойствие, только спокойствие. Дело то житейское".
АЛКОГОЛЬ СТРЕССУ НЕ ПОМОЩНИК
Употребление алкогольных напитков не самый лучший способ успокоения в данном случае. Несмотря на то, что алкоголь является очень хорошим адаптогеном, то есть снимает тревогу, помогает успокоиться, хорошо уснуть. Но для многих людей алкоголь является также фактором, провоцирующим неправильное поведение, неадекватные поступки. Психотерапевт Файнзильберг также против алкоголя в подобных ситуациях. "Алкоголь является энцефалотропным (поражает мозг) ядом, и он только затуманивает мозг и не притупляет эмоции, а наоборот, обостряет все эмоциональные реакции", — сказал он.
Совет: ведите обычный образ жизни, старайтесь больше ходить и проводить время на улице, потому что только это может успокоить. Необходимо заниматься обычными делами, и стараться не смотреть телевизор и не читать новости. Лучше для успокоения использовать травяные настои, которые продаются в аптеках без рецепта.
вторник, 29 января 2013 г.
вторник, 22 января 2013 г.
Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ.
Цель: помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ;
- побуждать близких ребенку людей выбирать педагогически целесообразные методы воздействия на малыша.
1. Приводить ребенка вначале желательно на 1-2 часа в течение недели или двух.
2. Перед тем как идти в детский сад, не следует кормить ребенка; нет ничего страшного в том, что ребенок подождет с приемом пищи.
3. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков
( например, воздушный поцелуй, рукопожатие) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь, - кат малышу будет проще отпускать вас.
4. Ребенок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаст ему уверенность. Обеспечивает психологический комфорт.
5. Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут его домой.
6. После детского сада малыша нужно похвалить за проведенный день:» Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой», продемонстрировать свою любовь и заботу.
« Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»
Полезные советы, рекомендации для родителей.
1. Убедитесь в том, ч то детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.
2. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения
3. Приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы, каши, придерживаться меню детского сада.
4. Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности.
5. Отправлять ребенка в д/с необходимо только при условии, что он здоров, т.к. различные заболевания осложняют адаптацию ребенка к ДОУ,
6. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми . Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости . Наблюдайте, как он себя ведет : легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении.
7. Готовьте ребенка к временным разлукам с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад.
8. Заранее познакомьте ребенка с воспитателями.
9. Не отдавайте ребенка в детский сад в период « кризиса трех лет».
Как выявить проблемы
Присмотритесь к игрушкам, которым отдает предпочтение ваш ребенок. Они могут многое рассказать о характере маленького хозяина. Но, конечно, не стоит делать однозначные выводы. Лучше дополнительно спросить малыша об игрушке: кто это? Какой он?
Или: что это? Для чего это нужно?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
понедельник, 14 января 2013 г.
Как успокоить ребенка: 13 действенных способов.
Прежде чем рассказывать о том, как успокоить ребенка и как бороться с его капризами и истериками, хочу напомнить главное: ребенок имеет право плакать, когда ему грустно, когда он устал, обижен или просто так. Эти слезы важны и нужны, поэтому в большинстве случаев стоит дать малышу поплакать.
И все-таки, иногда взрослым важно, чтобы ребенок не плакал. Хотя истерику остановить практически невозможно, можно не дать ей начаться. Как это сделать:
1. Напомните о важном деле, для которого нужно отложить плач. ("Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет, и если ты будешь долго плакать, мы не успеем погулять".) Важно, что вы не отнимаете права малыша на слезы, просто просите немного подождать. И многие дети соглашаются на такую уступку и успокаиваются.
2. Осознанный плач. Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы папу не будить) или плакать низким голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.
3. Пропущенный каприз. Незамеченное, неподпитанное чужим вниманием плохое настроение может и само собой пройти. Но помните, что легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необходима забота и участие. Помогите ребенку "перепрыгнуть" через каприз и успокоиться. Например, малыш протестует против одевания, а вы его спросите: "А как ты думаешь, появились уже листочки на нашей березке? Пойдем, посмотрим".
4. Попробуйте поторопить ребенка задорным "быстро-быстро", чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить что к чему.
5. 3аговорки. Работает в основном с малышами, но зато независимо от состояния ребенка. Суть метода — говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха прислушается и забудет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться карапуз замрет на несколько секунд.
6. Успокаивание капризного ребенка можно перевести в щекотание или что-то смешное. Не подходит при начавшейся истерике.
7. Попробуйте отвлечь малыша. Про "Смотри, птичка полетела" знают все мамы и, особенно, бабушки. Можно еще по-другому: "Ой, что это у тебя, ресничка на глазу, подожди сейчас вытащу, а то она мешает плакать".
8. Повзрослевшего и поумневшего ребенка можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным сюрпризом. Так, плачущему, находящемуся на грани истерики ребенку скажите: "А кто там на кухне шебуршит, мне кажется это мышка или ежик, пойду посмотрю..." Важно прийти на кухню первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.
9. Иногда достаточно озвучить ребенку, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. Например, скажите: "Ты расстроился из-за того, что мы не смогли пойти гулять", и малыш поймет, что вы неравнодушны к его несчастью.
10. Придумайте смешной ритуал. Например, как только малыш соберется заплакать — включайте фен, чтобы сушить его слезы. Или пылесос, чтобы почистить ребенка от капризов. Не используйте предложенные решения, если ребенок боится звуков бытовых приборов.
11. Можно вот так реагировать на капризную и недовольную рожицу: "Ой, какой-то монстр пришел страшный. Монстр, уходи! Где мой славный малыш, когда же он вернется" Но стоит помнить, что всегда, когда вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и настроению ребенка.
12. Таблетки от плохого настроения (или витамины смеха, если слово "таблетки" вам не нравится) учат ребенка постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких таблеток используйте что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное — мармеладки, драже, изюм в шоколаде. Ребенок капризничает — предложите ему такое лекарство. Важно, чтобы малыш знал — если лекарство не подействует, больше его предлагать не будут.
13. Иногда достаточно крепко обнять ребенка, поцеловать, сказать, как вы его любите. Любите даже такого — с заплаканной мордашкой, хлюпающего носом, скандалящего и ноющего. Ничто так быстро и надежно не высушивает детских слез, как теплота и доброта.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)