среда, 12 ноября 2014 г.

Знакомимся с полезной литературой

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ... Людмилы Петрановской 

Эта книжка, написанная известным детским психологом Людмилой Петрановской, адресована детям — от шести до десяти лет. Это самый важный и ответственный возраст: ребенок становится самостоятельным, начинает входить во ";взрослую жизнь";, и на этом пути его подстерегает немало опасностей, связанных как с внешними обстоятельствами, так и с его собственными внутренними страхами и опасениями. Эта книга — своего рода, курс ОБЖ в доступной и занимательной форме.

Вам же сообщаю следующее. 
Вы, несомненно, сталкиваетесь все время с основным парадоксом воспитания: как пройти между Сциллой устрашающих запретов (в целях, разумеется, безопасности ребенка) и Харибдой прививания смелости? Как помочь ребенку преодолеть его страхи? Как сделать так, чтобы ребенок был смелым и не боялся трудностей, но вместе с тем, чтобы он был трижды осторожен и и чтобы с ним ничего не случилось?

";Как родитель и семейный психолог, — пишет автор, — я много думала о том, как говорить с детьми о страхе, обо всем, что их пугает или объективно может оказаться опасным. Говорить так, чтобы не усиливать страх, чтобы предупредить, но не запугать. Из этих размышлений и родилась идея написать книжку для детей того самого возраста, когда они многое начинают делать самостоятельно, без взрослых: гулять, ходить в магазин, возвращаться из школы, оставаться дома. А еще они знакомятся со сверстниками в новых коллективах — в классе, в кружке, в лагере. Сталкиваются с обидой, несправедливостью, одиночеством. Речь идет о старших дошкольниках и младших школьниках, о возрасте 6-10 лет…

…В школьную программу сейчас входит курс ОБЖ [в России, а у нас и того нет, — М.Г.], и детей учат основным правилам безопасности.
Правда, в этих курсах рассматриваются какие-то уж совсем экстремальные ситуации: пожар, землетрясение, захват заложников. Безусловно, к этому надо быть готовым и знать, как себя вести в подобных случаях, ведь от этого может зависеть жизнь.

Но, к счастью, подавляющее число детей благополучно вырастают без столь серьезных потрясений. А вот неприятности менее крупные, вроде встречи со злой собакой, страшного фильма, посмотренного на ночь, недобрых сверстников, которые обижают и дразнят, случаются с детьми постоянно, это неотъемлемая часть их жизни. Иногда нам, взрослым, они кажутся несерьезными, и самим нам настолько очевидно, что в этих ситуациях делать и как себя вести, что мы забываем поговорить о них с ребенком. И в школьных учебниках они не рассматриваются. Именно этим ситуациям посвящена эта книжка"

вторник, 21 октября 2014 г.

Играем с одеялом и подушкой

Часто мы не подозреваем о скрытых внутри нас ресурсах. Ресурсах любви, тепла, общения и доверия. Сегодня мы устроим игры с одеялом и подушками. Такие игры позволят вам лучше узнать себя и ваших детей. Вы научитесь чувствовать друг друга. Развитие воображения и фантазии, храбрости и доверия, и просто - море удовольствия и хорошего настроения!

1. Жилье. Строим (по степени сложности): гнездо, норку, берлогу, шалаш, типи, дом, замок, палатку (не забудьте взять фонарик), парусник и т.д. Обыгрываем по ситуации.

2. Прыжки. Прыгаем в подушке (ребенок между наволочкой и подушкой, папа держит наволочку за углы и подбрасывает), на подушке (ребенок лежит на спине, как "божья коровка", папа снова подбрасывает подушку, на этот раз целиком) и в подушку (как на батуте).

3. Принцесса на горошине. Ребенок взбирается на огромную гору подушек и скатывается вниз.

4. Бой подушками.

5. Привидение. Бегаем в одеяле и пугаем друг друга.

6. Черепахи и черепашонок. Становимся на четвереньки, кладем подушки на спину и стараемся ползать так, чтобы они не упали.

7. Остров. Одеяло - это море, а подушки - острова. Или речка и камушки, болото и кочки. Переправляемся с одного берега на другой.

8. Прятки. Прячемся сами, прячем игрушки и ребенка.

9. Летающая тарелка. "Роняем" подушку сверху на лежащего на спине ребенка так, чтобы она застыла в нескольких сантиметрах от носа. Озвучиваем требования инопланетян (Обычно, это что-то вроде: "Спи, землянин!")

10. Пикник. Устраиваем пикник на одеяле, играем в пляж.

11. Рулет. Закатываем ребенка в одеяло, как начинку для рулета (Помните "Кавказскую пленницу"?) при этом щекочем, гладим и тискаем ("кладем начиночку в рулет")

12. Гамак. Раскачиваем ребенка в одеяле, держа его за углы, как гамак.

13. Зимний спорт. Саночки - возим ребенка по полу в разных положениях - сидя, лежа. Лыжи - возим на одеяле, ребенок стоит, держась за верхний край одеяла.

воскресенье, 7 сентября 2014 г.

Как наказывать ребёнка или может ли наказание быть лояльным

Когда кроха подрастает, у него раскрываются новые способности. К сожалению, одна из них – это умение довести своих родителей до бешенства. Тогда многим родителям кажется, что единственное, что может унять ребенка – хорошенькая порка. Но не все знают что существуют лояльные методы наказания ребенка.

Любой психолог скажет, что нельзя применять к ребенку физические методы наказания. Особенно, в столь маленьком возрасте, когда он даже не поймет, почему его ударили. Какие же есть альтернативы у родителей?
Способ № 1

Лишение удовольствия – это один из лояльных методов наказания. Когда годовалый ребенок бьет маму ладошкой по лицу, он проверяет, можно ли это делать. Мама же должна показать, что нельзя. Спусти драчуна на пол и строго скажи: "Нельзя!". Он поймет, что сделав это опять, он лишится своего самого большого удовольствия – маминых объятий. Но старайся быть объективной. Провинность и наказание за нее должны быть прямо пропорциональны.

Способ № 2

Игнорирование ребенка – это лишение его родительского расположения и любви, что ребенок переносит тяжело. Потому этот способ используй очень аккуратно. Если ребенок закатил истерику, выйди из комнаты, и не разговаривай с ним, пока он не успокоится. Оставь его наедине, после того, как он сделал что-то плохое. Покажи, что рассердилась. Но не тяни долго, вскоре поговори с ребенком о его проступке, приласкай и утешь. Наказывать малыша, днями с ним не разговаривая, – это уже не наказание, а пытка.

Способ № 3

Малыш может проверить, справедливы ли твои требования, на собственном опыте. Так ему будет легче понять, почему мама запрещает ему это. Прыгал по лужам – получай хлюпающий нос и лишение прогулки. Не делился в песочнице ведерком – не удивляйся, что никто не хочет с тобой играть. Воспитанные таким способом дети вырастают самостоятельными, умными и рассудительными. Им легче приспособится к жизни, так как они привыкли с маленьких лет нести ответственность за свои поступки.

Способ № 4

Запугивание ребенка несуществующей Бабой Ягой или злым дядей бывает очень эффективным. Непослушным деткам и Дед Мороз ничего не кладет под елку. В этом случае тебе не придется выступать злым цербером. На самом деле мама не хочет наказывать малыша, это злой крокодил приползает и кусает непослушных деток.

Хоть это и мягкий метод наказания, но и тут можно переборщить. У ребенка могут развиться детские страхи, переходящие в неврозы. Малыша-сангвиника можешь пугать, но для меланхолика это может закончиться внутренней драмой. Детки до 6 лет еще не способны различить, где реальный мир, а где фантастический. У впечатлительного малыша может сложиться представление, что существует некая сила, способная сделать ему больно. Даже мама ему не поможет.

Способ № 5

Временный арест. Ты сажаешь провинившегося ребенка на стул в углу, где он должен просидеть ровно пять минут в полном одиночестве. Эти пять минут покажутся ему вечностью. И наказание получит, и успокоится.

Способ № 6

Легкое физическое наказание – это самый последний способ в твоем арсенале. Ребенок, на которого кричат, вскоре привыкает к такой манере поведения, и сам становится крикуном. Малыш, которого бьют, привыкает к побоям и не реагирует на них, затаив на родителей обиду. Даже легкий шлепок по попе – это метод, который требует особой осторожности, и применяется в последнюю очередь.

Как видишь, существует масса более действенных способов наказания ребенка.

вторник, 26 августа 2014 г.

Баба Яга - уходи! Или сила слов...

Существует множество ситуаций, когда маме хочется прибегнуть к запугиванию.

Ребенок заигрался и не хочет отправляться в постель

Вы устали и потому не намерены вступать в долгие дискуссии. Да и зачем, если можно сказать: «Сейчас придет Кащей Бессмертный и унесет все твои игрушки!» И ребенок послушается.
Но учтите: такая «страшилка» запомнится ему надолго. Чувствительного малыша образ злодея может потрясти до такой степени, что ему потом будет трудно заснуть.
А ребенок с более крепкой психикой подготовится к визиту страшного существа и... сильно разочаруется, когда оно так и не придет. Это подорвет ваш авторитет. Ведь он поймет, что мама бросает слова на ветер!

Малыш отказывается есть кашу

Он вяло ковыряет в тарелке ложкой и не реагирует на ваши уговоры. В сердцах вы восклицаете: «Если сейчас же все не съешь - никогда не вырастешь!»
Скорее всего, после таких слов каша быстро исчезнет с тарелки. Но если ребенок очень сильно испугается, он на самом деле будет медленнее расти, поскольку страх действительно тормозит процессы развития.

среда, 20 августа 2014 г.

Работающая мама или как найти время на общение с ребёнком...

Когда родители работают, а ребенок проводит большую часть дня в детском саду, времени на общение почти не остается. А ведь еще накапливаются домашние дела, приходят гости и хочется просто отдохнуть, почитать, посмотреть телевизор. Родителям кажется, что они и так всё делают для детей – много работают, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым и не необходимым. Казалось бы, что ещё нужно ребенку? Сыт, одет, обут, ходит в кружки или секции, получает подарки и ездит в отпуск....
Но на самом деле ничто не может заменить хотя бы полчасика времени, когда мама (или папа) принадлежит полностью и безоговорочно ребенку. Как же отыскать время на ребенка?

1. Сначала нужно свести к минимуму действие «пожирателей» времени – это телефон, телевизор, компьютер.

2. Вечером, вместо просмотра не слишком талантливого сериала, можно с ребенком поиграть в игру, заняться рукоделием, почитать вместе книжку или просто посмотреть семейные фотографии, рассказав ему историю своей семьи.

3. Используйте любое время. Например, можно потренироваться в счете в процессе стрижки ногтей или рассказать что-то интересное, пока моете ребенку голову.

4. Введите правило тратить ежедневно определенное количество минут на занятия с ребенком (чтение познавательных книжек, игры, занятия по различным пособиям). Начинайте с малого – 10-20 минут, но обязательно сделайте это ежедневным ритуалом.