суббота, 31 марта 2012 г.

Игры на кухне или как занять ребёнка


Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне — приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать; помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?         
Что может получиться в результате?
    Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
    Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
    Поможем научиться терпению.
    Самым коротким и действенным путем - научим важным домашним работам.
    Дадим понять, как заботимся о своей семье.
    Освоим современный способ обучения и развития ребенка — обучение естественным образом.
    Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).                                                                     
    Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
«ВКУСНЫЕ СЛОВА»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
«ОХОТА НА СЛОВА»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.). На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще, об этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«ПОМОЩНИКИ»
Как можно одним словом назвать прибор, который варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?
ГОТОВИМ СОК»
Образуем слово: «Из яблок получается сок... (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из...».
Справились? А теперь в обратном порядке; «Морковный сок получается из (моркови), редечный — из...»
«ПОКУПКИ»
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
В каких из этих предметов «живет» звук «Р«? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРРтошке или в капусте? В яблоках или в пеРРРРсиках? В аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРРцах?»
В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрюЛя).
Назови все, что НЕ надо будет готовить — варить или жарить.
Что для тебя здесь самое вкусное?
Что самое тяжелое (легкое)?
«РАСКЛАДЫВАЕМ И ПЕРЕСЧИТЫВАЕМ»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов (столько сколько).
«ОХОТИМСЯ НА БУКВЫ И ЦИФРЫ»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»

Несколько идей, как занять ребёнка на кухне, чтобы успеть все приготовить

1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребёнок перебирает, щупает её, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берётся и что с ней можно делать (кашу, например).
2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10-15 минут тишины вам обеспечено.
3. Самые вкусные игры—ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу, естественно. И путь он их разбирает.
 Кстати, чем больше малыш работает всеми своими пальчиками, тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причём речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

 Игры с пальчиками
 Прелесть пальчиковых игр не только в развитии речи, но и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения - и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребёнка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
 Здравствуй, пальчик, выходи,
 На Алёшу (называете имя своего ребёнка) погляди.
 Вот твоя ладошка - наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
 Вот твоя ладошка - поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
 Затем берёте следующий пальчик и повторяете то же самое. И так - со всеми десятью.
 Вскоре вы заметите, как ребёнок начнёт «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее» и речевой центр активизируется.
 Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:
 Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
 Репку поливали (показываете пальчиками, как льётся вода из лейки),

 Вырастала репка (показываете, какрастёт, выпрямляете постепенно пальчики)
 Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
 Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут - каждый в свою сторону),
 Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
 Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть) ?
 Тянем-потянем, тянем-потянем!
 Ух (расцепилируки, потрясли кистями)!
 Вытянули репку.

 Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик - они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:

• сжатие;
• растяжение;
• расслабление.

Как ещё активизировать пальчики
• Дайте газету, листы бумаги - пусть рвёт (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы - пусть перебирает.
• Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
• Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получился пальчиковый театр. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий